Чтобы не напрягать тех, кто против, убираю текст под кат.
Думаю, это оптимальное решение :-)))
ОТ ЛЕХА К ХОТАНУ
ВЕЛИКИЙ ПУТЬ КАРАКОРУМА
19 сентября 1925 года – день, занесенный в анналы экспедиции! Это было прекрасное осеннее утро, когда с гор дул легкий ветер, восхитительно холодный и бодрящий. Большая толпа местных жителей собралась, чтобы посмотреть на наш выход. Пересекать перевал Хардонг, первый горный проход на пути в Туркестан, обычно лучше на яках, которых понукают здешние крестьяне. Самый верх перевала покрыт льдом, и вьючным лошадям там приходится трудно. Когда используются вьючные яки, то вьючные лошади и мулы каравана идут через перевал налегке. Это обычное дело здесь, несомненно, обусловленное многолетним опытом.
...
После того, как мы миновали последнюю ладакскую деревню и ячменные поля, к нашей колонне присоединилась группа ладакских женщин и девушек. Они держали в руках чаши, до краев полные ячьего молока. Все мы должны были низко поклониться, сидя в седлах, а нашего предводителя и главных погонщиков обрызгали молоком. Делая так, они желают нам помощи свыше, желают, чтобы путешествие прошло благополучно несмотря на опасности грозного Каракорума.
В течение трех часов мы поднимались в гору. С каждым шагом земля вокруг становилась всё более бесплодной. Зеленеющие сады и поля Ладака остались внизу, над нами высились скалистые горы, вершины которых были покрыты льдом и снегом. Большие валуны на горных склонах грозили обвалами, мы переправлялись через большие груды дебрис, оползней с возвышающихся пиков. Наш караван вьючных лошадей, ведомый Назар Баем и Омар-ханом, ушел вперед, с приказом ждать нас на северной стороне Хардонг-Ла в деревушке Халсар.
На ночь мы разбили лагерь на каменистом выступе, рядом с разрушенной каменной хижиной. Почти сразу после того, как мы спешились, поднялся пронизывающий северо-западный ветер, так что нам пришлось искать убежище в окрестных утесах. Наши люди в серой овчине, усевшиеся под скалами, казались огромными грифами, взирающими на высокогорье в поисках жертвы.
...
. Восхождение на Хардонг-Ла сравнительно легко, но несколько круто для лошадей. Оно заняло у нас полных три часа, пока мы добрались до покрытой снегом седловины перевала. На многих поворотах мы замечали замерзшие следы крови – следы проходивших караванов. На таких высотах люди и животные часто тяжело истекают кровью. С седловины перевала горы выглядят словно огромное море, увенчанное искрящейся белой пеной.
Спуск – крутой и скользкий. Весь северный склон покрыт льдом. Нам нужно было спуститься и идти дальше. Один из наших вьючных яков предпочел скользить вниз по льду и с изумительным проворством промчался вниз по крутому склону. Мы все были уверены, что он разобьется вместе со своей ношей об острые камни в узкой расщелине под нами. Но в критический момент животное внезапно повернуло и, довольное собой, присоединилось к своим собратьям.
Первая глава
Community Info