travelmaster (travelmaster) wrote in geografiya,
travelmaster
geografiya

Рукокрылые Мойо

Примечание 1. Я не специалист, все еще впереди ), поэтому обращаюсь к специалистам в разных областях и просто знающим людям: любые поправки в отношении ошибок/неточностей в классификации/формулировках – вплоть до мелочей – крайне приветствуются.

Примечание 2: За неимением классической литературы все ссылки даю на наиболее достоверный для меня источник ­– Википедию. Если порекомендуете более точные и исчерпывающие источники – буду очень признателен. Итак…

Мое путешествие на остров Мойо, что к Северу от Сумбавы, первоначально имело целью посетить пещеру, по словам моего местного знакомого, населенную летучими мышами. Как большой любитель животных, я с готовностью отправился на поиски новых для меня форм местной фауны. Впечатления превзошли все мои ожидания.

Отправился на своем любимом мотоцикле. Лоция проста: Матарам – Лабуан Ломбок (82 км, 1 ч 40 мин) – Пото Тано (паром, 2 часа с погрузкой-разгрузкой) – Большая Сумбава (Sumbawa Besar, 96 км, 1 ч 45 мин до гостиницы). Цифры достоверны, замерял по спидометру и часам. Ночевка в городе в простеньком отеле. Подъем в 6 утра, завтрак в едва успевшем открыться кафе рисом и вчерашней курицей, весьма прочной «на угрыз» (я называю это ayam batu :) И выезд к месту действия.

Остров Мойо расположен в 5-6 км к северу от Сумбавы, западной ее части, и попасть на него можно из разных мест, но самый короткий и дешевый путь – из крохотной деревушки Ай Бари (Ai Bari), прямо напротив острова. Добраться до Ай Бари можно из Большой Сумбавы сетью разбитых проселков примерно минут за 40, если не плутать – весь путь от силы 15 км. Я въехал в деревню около 9 утра и принялся за поиски лодки с проводником. В таких местах искать долго не приходится – через 5 минут мы уже торговались с первой группой местных «дельцов».

Как я выяснил уже на месте, в районе также водятся «большие летучие мыши» (мне показали размах крыльев хорошего лебедя), но не на острове, а на большой земле, и путь туда лежал немного в стороне от первоначального маршрута. Как бы там ни было, я решил посетить оба места, и вопрос был только в цене.

Заявленная цена меня не устраивала в принципе, хотя бы по той причине, что таких денег у меня с собой не было, мне же предъявлялись аргументы дороговизны солярки, сложности ее доставки и немыслимых расстояний до точек маршрута. А также с ностальгией рассказывалась история, как однажды (однажды! – «эх, где ж мои денечки») они отвезли группу туристов на Мойо за баснословную сумму, те только искупались на пляже, и отправились обратно (Михаил, это не Вы были? :)))). Эта история, по-видимому, была самым веским аргументом. Торговались минут 40 – уходили одни гиды, приходили другие, с озабоченным видом чесали жиденькие бороденки и уходили вслед за первыми. Решив не терять времени, я отправился дальше в надежде найти более сговорчивых товарищей, и через десять минут я уже сидел в лодке. «Судно» чуть попроще предыдущего, с одним мотором, а по мне хоть таз для белья – лишь бы доставил к месту назначения.

Проводники после полуминутного торга согласились на мои условия – и правильно, лучше, чем ничего, как говорят здесь. Поработай немного – заработай немного денег. А первые друзья как привокзальные таксисты ­– те весь день просидят в машине, сожгут печкой бак бензина, а за стольник в соседний двор не поедут. Ну да это их дело. Как выяснилось, расстояния далеко не такие, как мне расписывали, прогулки не сильно утомительные, а мои новые проводники отрабатывали контракт на совесть, за что им низкий поклон и большое уважение.

Моя команда: отважный Джамал, который сопровождал меня в моих поисках.

И капитан судна Ахмад Кадир,

который по дороге мирно дремал у руля.

Первая наша «прогулка» прошла в лучших традициях рассказов Джералда Даррелла (огромное спасибо

С лодки нам не удалось обнаружить животных, поэтому мы высадились на берег и отправились на поиски вглубь мангрового леса. Мангровый лес – своеобразное чудо природы. Его территории раз месяц затопляются морскими приливами, поэтому почва под ним никогда не высыхает и представляет собой жидкую вязкую массу, просоленную морской водой. Как приспособились растения к такой среде обитания, можно почитать здесь. Внешне это выглядит примерно так.

Вертикальные ростки, торчащие из земли (agar-agar инд.) – это дыхательные корни, с помощью которых растения «дышат» в периоды затопления. Тесные переплетения корней под слоем почвы создают плотную и прочную решетку, по которой можно смело передвигаться, но надо быть осторожным. Один раз я угодил в промежуток между корнями и сразу ухнул одной ногой по колено в густую грязную жижу. Если бы не схватился за соседнее дерево, ушел бы еще дальше – не уверен, есть ли там дно. Ходить по агар-агар босиком  - занятие не самое простое, но кто ходил по свежескошенной траве, сможет быстро привыкнуть. Поставив ногу, перед тем как перенести на нее вес, немного сдвигаем ступню в сторону движения, пригибая тем самым острые «стебли» к земле. Дальше можно смело наступать всем весом.

В другой раз пришлось перебираться через небольшую протоку.

У меня на поясе висел фотоаппарат и мобильный телефон, поэтому я старался найти место помельче. Нашел. Перешагивая мутный ручей и надеясь нащупать ногой дно, я провалился по самую грудь. В следующую секунду я пулей вылетел на берег (не помню как) и уже отряхивал воду с аппаратов. Слава Богу, все обошлось, хотя телефон чудил до следующего утра.

Вскоре мы услышали характерные пронзительные звуки – каланги проснулись, заслышав нас, и принялись кружить над лесом, чиня панику в колонии. Мы двинулись на звук. Примерно метров через 150 я их увидел – кожаные гроздья, висящие на вершинах деревьев, лениво отмахивающиеся крыльями от предполуденного зноя. Другие с криками носились над нами, шелестя кожистыми крыльями. Весьма необычное зрелище, еще необычней звуки.

Только на фотографиях я смог подробней рассмотреть этих непривычных для меня созданий, что и помогло мне сопоставить с информацией в энциклопедии и отнести их к виду летающих лисиц или калонгов. Пушистая рыжая шерстка, длинная острая мордочка, аккуратные заостренные ушки – вылитый лисенок, только с крыльями. К тому же «питается соком и мякотью плодов и цветками». И – в отличие от человека! – не льет кровь и не убивает других живых существ. Вот и подумайте, кто из нас страшнее. Это для тех, кто брезгливо поежится и назовет их «отвратительной мерзостью» или в том же духе.

Чтобы сфотографировать калонга в полете с максимальным зумом, нужно быть хорошим зенитчиком. Я нащелкал половину снимков впустую, пытаясь поймать животных в середину кадра. Фотоаппарат простенький, поэтому фотографии получились так себе, а жаль. Ну да ладно.

Полюбовавшись минут 15 и подняв в воздух еще больше перепуганных калонгов криками и стуком, мы отправили восвояси – лодка уже ждала нас поблизости, в соседнем рукаве.

Выйдя из поймы, мы взяли курс прямиком на Мойо. 6 километров по спокойному проливу Яванского моря – это полчаса отдыха и солнечных ванн в маленькой, но уютной лодке. Есть время перекусить, пакет шоколадных печенюшек на троих – вполне остаточно, чтобы восстановить силы.

Прибываем на остров.

Если первая часть путешествия походила на похождения Даррелла, вторая напомнила мне приключения Индианы Джонс в поисках затерянного города или типа того. На этот раз роль проводника играл Кадир. Тропы почти не видно, все заросло колючими и цепкими растениями, поэтому приходится прорубать себе путь длинными ножами наподобие мачете.

Путь заметно петляет между деревьями, то опускаясь, то поднимаясь наверх, и нужно хорошо знать эти места, чтобы не заблудиться – шаг в сторону, и ты уже не найдешь тропу. Минут через 40 (около 2 км) мы подошли к подножию скального массива, в котором расположена пещера. У подножия нас встречает загадочное послание самой Матери-природы.

Послание оправдалось – пещера действительно весьма интересна во всех отношениях.

Расположенная в верхней части скальника, она имеет просторный вход в форме арки, плоское подножие и практически горизонтальна на всем протяжении. Но самый большой интерес представляют его обитатели. При входе нас встретили тысячи встревоженных глаз и резкий мускусный запах.

Пол пещеры устлан плотным слоем помета летучих мышей.

Едва заметив наше появление, тысячи, а возможно десятки тысяч невидимых тварей снялись с мест и принялись кружить над нами с диким свистом, подняв настоящий ураган своими крыльями. Я, как умный Вася, собираясь в пещеру, не взял с собой фонарь, поэтому сначала пришлось немного привыкнуть к темноте, и дальше двигаться вперед осторожно, шаг за шагом, довольствуясь светом из-за спины, где находился вход. Метров через 20 пещера немного забирает вправо, и ориентироваться без спецсредств уже невозможно. Выход был найден опытным путем – вспышка фотоаппарата имеет достаточную мощность, чтобы осветить все кругом метров на 10, а доли секунды хватает, чтобы оценить обстановку и геометрию пространства. Таким способом я метр за метром продвигался вперед.

Представьте себе: кромешная тьма, тысячи пищащих тварей шелестят далеко не птичьими крыльями со всех сторон, поднимая воздушные вихри, неестественно мягкий пол, что-то мягкое периодически скользит по ногам, духота и резкий незнакомый запах, неизведанная бездна впереди… Жутковато. Пот градом стекал у меня по всему телу. Джамал робко, но неотступно следовал за мной метрах в пяти. Наконец последняя вспышка освещает предел неизвестности – неглубокая ниша справа усыпана рубинами крохотных глаз.

«Бездна» закончилась метрах на сорока. Мы развернулись и пошли назад уже более уверенно – к свету, к воздуху, к жизни.

Даже Джамал мыл жутко доволен – это был первый раз, как он зашел в эту пещеру. Я говорил с местными жителями – они боятся туда заходить: корни древнего анимизма еще крепко сидят в их головах. После прогулки впотьмах выглядели мы вот так ))

Помимо мышей, пещера имеет другую интересную особенность. Во-первых, почти плоский и горизонтальный пол, как будто специально приспособленный для жизни человека. Во вторых – загадочные минеральные образования в центре. Пространство пещеры как бы разделено на два зала, и примерно посередине каждого расположены возвышения с виду естественного происхождения, сильно напоминающие жертвенник или алтарь.

«Звездное небо» на стене – это глаза, внимательно следящие за нами )

По дороге на большую землю Джамал рассказал, что на острове множество пещер, и часть из них раньше служила жилищем для людей. Как рассказывали старые люди, давным-давно, «еще до королевства Сумбава», на острове процветал каннибализм. Тогда часть людей, нарушив пищевую цепочку, бежало на Сумбаву, что и дало название местности (kec. Moyo Utara), а люди стали называться люди мойо (orang Moyo). Часть рассказа я так и не смог осилить из-за бедности своего лексикона и попросил надиктовать мне в блокнот. Но понял одно: до сих пор в пещерах можно найти человеческие кости и волосы. Что за люди правили тут свой кровавый пир, каким богам они поклонялись – ныне это никому не известно. И только старые люди могут рассказать страшные истории о беспокойных душах людоедов, которые по сей день бродят по темным безднам пещер.

napravlenie</lj>
Tags: Юго-Восточная Азия

promo geografiya september 9, 2011 11:56 Leave a comment
Правило 1. В заголовке или первых строках текста поста должно быть четко обозначено, о каком географическом объекте идет речь. Страна, район, город - чем подробнее, тем лучше. Правило 2. Текст поста должен иметь явную познавательную составляющую с точки зрения географии. Если модератору…