teamtimur19 (teamtimur19) wrote in geografiya,
teamtimur19
geografiya

Соловки. Остров Большая Муксалма.

День четвертый
Сегодня у нас очередная экскурсия на Большую Муксалму.
За время нашего пребывания на Соловках мы испробовали различные виды транспорта: ноги, велосипед, УАЗик, катер. Сегодня нам предстоит путешествие на Большую Муксалму на водоболотоходе.
Альбом: Соловки. Июль 2009

Остров расположен в 10 километрах от монастыря и отделен проливом шириной около километра от Большого Соловецкого острова. Там были найдены наконечники стрел, подтвердившие существование превобытных стоянок на берегах Белого моря во втором-первом тысячелетиях до нашей эры.
Обширные луга Большой Муксалмы уже в древности способствовали использованию его под летнее пастбище для монастырского стада.
Сейчас, уцелевшие строения бывшего скотного двора, пришли в негодное состояние, обветшали, а сто лет назад, посещавшие Муксалмы православные паломники дивились размаху, чистоте, обжитости и ухоженности всего монастырского скотоводческого хозяйства.
Альбом: Соловки. Июль 2009

Но пожалуй, самой яркой достопримечательностью следует считать проложенную между островами соединяющую их валунную дамбу (1865-1871гг.) Длина ее составляет около километра. По этой дамбе перегоняли монастырские стада, тогда как раньше скот туда доставляли на лодках с великими трудностями, через бурный пролив. Выстроили дамбу монастырские трудники, руководимые талантливым строителем монахом Феоктистом.

Большая соловецкая дамба была не первым сооружением такого рода. В 1828 году была проложена первая, 300-метровая между островами Большая и Малая Муксалма.
Помимо содержания скота на малом острове были заведены тюленьи и рыбные промыслы, в связи с чем построены жилые помещения, амбары и баня, а также церковь.

Упомянутый выше В. Немирович-Данченко писал о Муксалме : «Мы посетили птичий двор, ферму, где осмотрели великолепно содержащиеся конюшни, которые чистят и моют ежедневно. Теплая комната для сквашивания молока – опрянтна до педантства. В кладовой медные, хорошо вылуженные посудины для молока сияют, как зеркало. Здесь доят коров не в деревянные ведра, а в металлические. Прохладная горница для хранения молочных продуктов и рядом ледник – верх хозяйственного удобства и чистоты».
Альбом: Соловки. Июль 2009

Нынешняя дорога на Муксалму сильно разбита, и по уверениям местных, на ней застревает даже ГАЗ-66. Действительно, это так. Болотистая местность, мягкая почва – это сотворила природа, а не засыпанные ямы, большие, глубокие лужи, колея – продукт деятельности человека. Кажется, дороги принципиально не ремонтируют: слишком много денег на это требуется.
Наконец, наша машина, преодолев множество препятствий достигла дамбы.
Когда ступаешь ногами по этой дамбе, невозможно представить, что все это дело рук человеческих: камни разных размеров, сложенные в определенной последовательности, довольно аккуратно.
Сад камней, оставшийся после ухода ледника:
Альбом: Соловки. Июль 2009

Дамба извилиста, и таким образом защищена от размывания. Кроме того, рядом еще сделан и волнорез. А еще в дамбе проделаны 3 арки, через которые вода стремительно льется. Гид сказал, что здесь была идея построить ГЭС. Быть может в недалеком будущем, эту идею воплотят в жизнь.
Заметьте, что среди строителей не было ни одного техника. Простые крестьяне устроили все сами. Строили - недолго «в одно лето все кончили». С постом и молитвой, «бывало подымаем камень: в такое время, простое, никак и не шевельнешь их, а тут легко, потому невидимая сила была.»

Поля для выгона скота – огромные, но и само стадо было более 200 голов, и , чтобы увеличить количество травы, монахи прорыли 2 канала, которые орошали землю, из-за чего, и можно было обеспечивать едой постоянно растущее стадо.

Действительно, сооружение поразительное…
В годы советской власти, конечно, все разрушили, до основанья, а затем, приспособили под тюрьму, потом, во времена войны, здесь был аэропорт, теперь все в жутком запустении, хотя все-же что-то налаживается, по-крайней мере в одном из домиков, есть небольшая жизнь.

Прошли к причалу, и хотели рассмотреть морских звезд, но вода была мутной.
Альбом: Соловки. Июль 2009

Погуляв еще немного, вернулись к дамбе, а через нее – в машину.

Ближе к обеду у нас закончилась вода, и Андрей съездил за ней в Филлипову пустынь.

Филипп Колычев –первый игумен и главный радетель экономического могущества монастыря, который сделал основные преобразования, часто ходил в это место для молитвы и уединения. Когда Царь Иоанн Грозный повелел игумену Филлипу ехать в Москву, чтобы нести бремя предстоятеля Русской Церкви, он не желая покинуть Соловецкую обитель, просил у Господа вразумления, как ему поступить. Во время усердной молитвы, ему было видение Христа Спасителя в терновом венце и оковах, с окровавленным Ликом и ранами от мучений и истязаний. Это было предзнаменованием кончины будущего первосвятителя. На месте чудесного явления из земли истекли струи чистой ключевой воды. В 1565 году в память об этом игумен Филипп поставил над святым источником часовню.
Альбом: Соловки. Июль 2009

Источник этот сохранен до наших дней, сейчас над ним устроен колодец. Отстояв небольшую очередь, Андрей привез нам воды.
Попив чаю, вновь разделились: Марина поехала на этюды, Виктор, ушедший пару дней назад еще не возвращался, а мы с Андреем, на велосипедах, поехали погулять по побережью Белого моря.
Когда мы приехали, был отлив. И нам представилась возможность походить босыми ногами по песку. Внимательно рассматривая предметы на песке, после ушедшей воды, мы смогли разглядеть, мидии, крабов, морской виноград. Дошли и до воды: купаться невозможно, ибо очень холодно, а вот пройтись несколько секунд по воде –можно.
Но вдруг, солнце, зашло за тучу, и мы впервые, обратили наш взор не на воду, а на небо: прямо на нас шла огромная туча. Мы собрались и поехали восвояси. И, хотя гроза все же застала нас в пути, мы не так уж и вымокли.
Альбом: Соловки. Июль 2009

Прошла гроза, и вновь выглянуло солнце: вообще с погодой на Соловках нам крупно повезло – все дни солнечные!

Tags: Россия, Северо-Западный ФО

Recent Posts from This Community

promo geografiya september 9, 2011 11:56 Leave a comment
Правило 1. В заголовке или первых строках текста поста должно быть четко обозначено, о каком географическом объекте идет речь. Страна, район, город - чем подробнее, тем лучше. Правило 2. Текст поста должен иметь явную познавательную составляющую с точки зрения географии. Если модератору…