Эдуард Скворцов (wanderer_jan07) wrote in geografiya,
Эдуард Скворцов
wanderer_jan07
geografiya

Израиль-Иордания - 2009: Иерусалим (части 2-3)

На полпути спуска с Масличной горы можно посетить русскую православную церковь Св. Марии Магдалины. Правда, посетить её оказалось делом не таким легким, как предполагалось. Дело в том, что режим посещения церкви довольно строгий: вторник и четверг с 10 до 12, что очень неудобно, учитывая ранний подъем и начало прогулки. В это время оказаться на середине подъема на Масличную горы достаточно проблематично (обычно, в это время уже как час-два гуляешь по Старому городу), и возвращаться очень не хочется, если, конечно, не задаться конкретной целью исследования данного района.

Photobucket

Не зная расписания посещений, я оказался здесь в нужный день, но в раннее время, около 8 утра. Ждать два с лишним часа не хотелось, но и вернуться потом я вряд ли бы решился, т.к. за это время ушел бы уже на значительное расстояние отсюда.

Решил постоять в тени и подумать о своих дальнейших действиях. Но не прошло и 10 минут, как на моих глазах ситуация стало меняться. К дверям церкви, сначала по парам, а потом и небольшими группками стала подтягиваться значительная группа русских паломников в сопровождении гида в церковной рясе. Подождав остальных, они сбились в кучку и вскоре, один за другим стали просачиваться в предварительно открывшуюся им небольшую дверцу.

Такого шанса было упускать нельзя, и я недолго думая двинулся по направлению этих паломников, решив, что под шумок незаметно для остальных проскочу и я. Однако, незаметно не получилось. Прямо на входе на мое плечо легла чья-то тяжелая и массивная рука. Тут же был услышан голос, явно адресованный мне: "Молодой человек, вы кто будете?" Рука, как оказалось, принадлежала служителю этой православной церкви, который собственно и открыл дверь паломникам.

Раздосадованный, и уже не на что не рассчитывающий, я стал нехотя объяснять "стражнику", что очень хотел бы посетить церковь, но к сожалению, в указанный период посещений попасть сюда вряд ли когда смогу. И уже было собирался поворачивать обратно как услышал: "Ну, раз так, то проходи. Храм Божий для всех открыт". Что говорить, приятно было...

234.18 КБ

Первое, что отмечается во внутреннем дворе церкви - это всеобъемлющая тишина. Кругом деревья, пальмы, цветочные клумбы, птицы поют... Слышен даже шум небольшого ветерка, колышущего кроны деревьев. Очень расслабляющая обстановка, хочется задержаться здесь как можно дольше...

Сама церковь Св. Марии Магдалины расположена на несколько уровней вверх, поэтому, чтобы до неё добраться, нужно немного подняться по ступенькам.

По пути встречаются христианские монументы, "прилавки" с религиозной и сувенирной продукцией, а также небольшие ящики с просьбой о пожертвовании. Кроме того, можно просто посидеть отдохнуть на одной из нескольких лавочек, удачно спрятанных в тени деревьев от беспощадного иерусалимского солнца.

257.05 КБ


249.75 КБ

Рассказывая о церкви Св. Марии Магдалины, невозможно не упомянуть и об её истории, благо рассказать есть о чём.

Первый камень в основании этого храма был заложен 21 января 1885 г. по предложению архимандрита Антонина (Капустина) в память об императрице Марии Александровны, матери правящего тогда императора Александра III. Кстати, возведен храм фактически на пожертвования самого Александра III.

Освящение храма состоялось через три с половиной года после его основания, 1 октября 1888 г. в присутствии Великих князей Сергея и Павла Александровичей, а также Великой княгини Елизаветы Федоровны, впоследствии здесь же и захороненной.

261.33 КБ

Вообще, судьба княгини была очень тяжелой. Дочь герцога Гессен-Дармтштадтского, внучка английской королевы Виктории, жена московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича, после гибели мужа, взорванного в Кремле в 1905 г. террористом-эсером И.П. Каляевым, приняла постриг и посвятила себя благотворительности, основав в Москве на Ордынке Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Весной 1918 г. её арестовали большевики, увезли на Урал и в ночь на 18 июля сбросили живой в глубокую шахту близ Алапаевска, где она и умерла спустя сутки. Когда белогвардейцы отступали с Урала, они переправили останки Великой княгини в Пекин, а затем Гассан-хан, князь Нахичеванский, генерал-лейтенант русской армии, выделил средства, чтобы переправить останки в Иерусалим, где Елизавета Федоровна мечтала быть похороненной. В настоящее время Русской православной церковью она причислена к лику святых...

...Интерьер церкви не уступает своему внешнему великолепию (к слову сказать, в церковном иконостасе есть иконы кисти В. Верещагина). Богатое убранство, намоленность и святость чувствуется буквально во всем. Как раз во время моего визита туда, там проходила служба, и чтобы не мешать её проведению, я отказался от первоначального желания поснимать, и решил подняться на балкон, который заприметил ещё со двора.

С балкона этого, кстати, открываются завораживающие панорамы древнего Иерусалима, и если бы не многочисленные ветви деревьев, они были бы ещё прекраснее.

255.33 КБ

Чуть в стороне раскинулось небольшое кладбище, принадлежавшее, судя по всему, бывшим служителям церкви Св. Марии Магдалины...

241.20 КБ

...большинство захороненных имеют русские имена и фамилии. Скорее всего, это монахини расположенного при храме женского Гефсиманского монастыря Вифанской общины Воскресения Христова находящегося под юрисдикцией РПЦЗ.

239.81 КБ

Покидал я эту православную церковь немного с сожалением и неохотой. Очень необычное и одухотворенное место. Не в каждой церкви можно ощутить такой прилив жизненных сил, как после посещения церкви Св. Марии Магдалины. И тем не менее, нужно было идти дальше. На очереди был Гефсиманский Сад.

191.53 КБ

Сам сад расположен чуть ниже по склону Елеонской горы, по направлению к долине Кедрон.

Photobucket

Правда, знакомство с ним, скорее всего, придется на некоторое время отложить, причем не по своей воле. Дело в том, что метров за 30 до входных ворот в сад, любого человека, более или менее похожего на иностранца (а ещё лучше на европейца), начинают неистово атаковать малолетние продавцы оливковых веточек. Якобы на сувенир. Все мои доводы о том, что веточки эти мне без надобности отвергались напрочь. Иногда даже с примесью агрессии. Иными словами, этот свой незамысловатый товар (стоимость которого оценивалась ими в 1 евро), они старались всячески засунуть в руку, либо заткнуть куда-нибудь за пояс или в кроссовок. А сделав это, быстро отбегали на некоторое расстояние, и тут же накидывались всем скопом с требованием заплатить за "покупку"...

Короче говоря, отвязаться от них удалось только отшвырнув эту ветку в сторону, и для пущей убедительности рявкнув некоторые могучие слова из нашего языка. Неприятно всё это... Вообще, вся эта навязчивость восточных торговцев сувенирами в "раскрученных" исторических местах, и их категорическое нежелание понимать ответные аргументы покупателя, иногда приводила в формальное бешенство. Я не считаю себя сторонником грубого и невежливого общения с кем бы то ни было, более того, во время путешествий стремлюсь получать только позитив, какие бы проблемы не становились на пути, но признаюсь, в такие моменты удавалось это далеко не всегда. С взрослыми людьми ещё можно как-то объясниться, но с детьми и подростками...

Ну да ладно, отвлёкся немного.

На входе висит вот такая табличка, повествующая о том, что помимо собственно сада, сегодня на его территории расположена также католическая базилика, так называемая Церковь Всех Наций. Сама по себе построена она относительно недавно, лишь в первой четверти ХХ века, однако же хранит в себе камень, на котором, по преданию, молился Иисус в ночь своего ареста.

Photobucket

Войдя через небольшие ворота на территорию самого Гефсиманского сада, честно сказать, немного огорчился. Не то, чтобы я ожидал увидеть что-то очень пышное и торжественное, поражающее воображение, но представлялся он мне, всё-таки, немного другим. Рисуя его себе в голове, у меня неизменно всплывали картинки, где Иисус, одетый в белый хитон, прогуливается под ночным небом по густо заросшему саду, где то там, то здесь лежат большие каменные валуны, а под ногами журчит ручеек.

На самом деле всё далеко не так. Гефсиманский сад в его нынешнем виде представляет собой небольшой по площади парк, с редко посаженными оливковыми деревьями, и расчерченный по периметру не широкими тропинками из гравия.

Photobucket

Относительно размеров сада ответ имеется - сегодня уже известно, что его площадь в библейские времена была гораздо больше, а то, что дошло до наших времен - лишь небольшая его часть. Однако густую растительность и наличие хотя бы намека на какой-нибудь источник воды в наши дни уже не обнаружишь.

Зато, судя по путеводителям, и по словам местных жителей, здесь до сих пор произрастают деревья, возраст которых исчисляется уже не одним тысячелетием (говорят, что самым древним из них уже более 2000 лет, т.е посажены были ещё во времена Христа). И надо сказать, верится в это без труда. Деревья действительно могучие.

Photobucket

В 1681 году Гефсиманский сад перешел в собственность францисканцев, которые в 1848 г. обнесли его стеной, тем самым закрепив эту территорию за собой. Однако, в настоящее время в научных кругах существует также версия, что исконный библейский Гефсиманский сад находился чуть в стороне от нынешнего, немного дальше к северу. Так это или нет сейчас уже сказать сложно.

Но как бы то ни было, в 1919-1924 гг. здесь возводится пышная католическая базилика, получившая название Церкви Всех Наций (именуемая так за то, что деньги на строительство пожертвовали 12 католических общин мира).

Photobucket

Археологи утверждают, что ещё в XII веке на этом месте (месте, где перед своим арестом молился Иисус), была построена византийская церковь (причём также на руинах ещё более древней церкви - IV века). Она несколько раз была практически до основания разрушена, но всякий раз отстраивалась заново. По большей части за счет крестоносцев.

И только относительно недавно, в 1924 г. итальянский архитектор А. Берлуччи по заказу францисканцев возвел на руинах прежних церквей помпезную базилику Мук Христовых или, как её чаще называют, Церковь Всех Наций.

Photobucket

Зайдя внутрь, первое, на что обращаешь внимание - это темнота. Подобный мрак с ходу припоминается только в парижском Нотр-Дам. Объясняют это тем, что при создании этой церкви в окна были специально вставлены темные витражи, чтобы таким образом создать внутри атмосферу той самой ночи, когда был схвачен Иисус Христос.

Photobucket

Мне посчастливилось зайти во время литургии. За алтарем стоял молодой священник в красной мантии, перед ним была раскрыта книга, а рядом стоял небольшой микрофон. Ровные ряды скамеек стали быстро заполнялись немолодыми прихожанами, и только некоторые из них ещё толпились у небольшой дверцы, через которую можно было попасть к самому святому месту этого храма - камню, на котором молился Иисус в свою последнюю земную ночь.

Photobucket

Photobucket

Помимо самого камня есть ещё одна интересная вещь, на которую стоит обратить внимание - это три центральные мозаики, расположенные прямо за алтарем. Каждая из них рассказывает о самых ярких моментах из жизни Христа в ту самую ночь.

Центральная - "Гефсиманское моление" - повествует о последней молитве на свободе. Молитве на том самом камне:

Photobucket

слева от алтаря - "Предание Спасителя" - показывает момент предательства Иисуса от своего ученика апостола Иуды Искариота:

Photobucket

а справа можно наблюдать "Взятие Христа под стражу".

Photobucket

В общем, в самой церкви мне понравилось гораздо больше, чем за её пределами. Есть, что посмотреть, о чём подумать. Хотя возможно, что это всего лишь моё личное мнение, и для кого-то двухтысячелетние деревья вызовут куда больший интерес. Может и так.

Выходя наружу сразу начинает слепить глаза. Требуется некоторое время, чтобы проморгаться, и затем ...увидеть долину Кедрон. С высоких ступенек Церкви Всех Наций можно сделать красивый снимок долины, однако на сей раз мне не повезло - солнце светило прямо в объектив, и сделать более-менее удачный кадр не было никакой возможности.

А это - то, что с этих ступенек снять удалось:-) (долина слева от кадра). Здесь, если не ошибаюсь, немного виден мост, ведущий к стенам Старого города. А вот что за церковь, с развевающимся бело-красным флагом, сказать затрудняюсь. Никто не поможет?

Photobucket

Я же двинулся к выходу. В ближайших планах было посещение Гробницы Богородицы. И практически у самого выхода наткнулся вот на такую картину:

Photobucket

Это, если кто не понял, те самые веточки оливы, которые на входе по одному евро продают палестинские мальчуганы. По 1 евро за штуку! Сколько же тогда здесь в денежном эквиваленте валяется? :-) Кстати, оторвал-таки себе пару веточек. Зря! До дома всё равно довёз лишь сухой рассыпавшийся хворост...


Продолжение следует.


Оглавление предыдущих частей:

Предисловие
Глава 1: Тель-Авив (часть 1)
Глава 2: Тель-Авив (часть 2)
Глава 3: Тель-Авив (часть 3)
Глава 4: Яффа (часть 1)
Глава 5: Яффа (часть 2)
Глава 6: Яффа (часть 3)
Глава 7: Яффа (часть 4)
Глава 8: Иерусалим (часть 1)
Tags: Ближний Восток
Subscribe

  • Хучни. Ханагский водопад

    Как и большинству горных рек реке Ханаг характерно бурное течение. На одном из резких спусков на реке образовался водопад. Мы застали его вполне…

  • Прогулка к Невской губе и таинственный остров

    "Лето, жара в городе. Включены и работают фонтаны. Сегодня блондинки пьяными купаются в фонтанах и бьют брюнеток на улицах с криками: - Сидишь…

  • Дербент

    Городу две тысячи пять тысяч лет. Ученые мужи считают этот факт спорным, но как бы там ни было, город один из самых древнейших на…

promo geografiya september 9, 2011 11:56 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Правило 1. В заголовке или первых строках текста поста должно быть четко обозначено, о каком географическом объекте идет речь. Страна, район, город - чем подробнее, тем лучше. Правило 2. Текст поста должен иметь явную познавательную составляющую с точки зрения географии. Если модератору…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments