ashotog (ashotog) wrote in geografiya,
ashotog
ashotog
geografiya

Вокруг Байкала 2010

До сей экспедиции, на байкале я был раз 5-ть. И все разы примерно в одном месте - хребет Хамар-Дабан (горно-пешие маршруты) и остров Ольхон (отдых после гор и тайги). Однако, меня всегда очень манил Баргузин (хребет и одноименная река), а также горы и конечно БАМ на севере.



Пару лет назад появились мысли совместить посещение и севера и Баргузина, путем объезда Байкала на востоке по т.н. 110-му зимнику (дорога Кумора - Улюнхан). И в самом начале осени мы сделали это!






И так, все по порядку ;). 28-го августа, выехали из Москвы вдвоем на одной машине в Новосибирск, где после монгольской экспедиции остались стоять еще две машины. Довольно быстро (две ночи) доехали до Новосиба, куда прилетел третий участник и уже на трех машинах поехали в Братск. В Братск же прилетели и два наших штурмана.

Братск запомнился хорошей дорогой от Тулуна (учитывая, что федеральная трасса от Тайшета до Тулуна это убитый грейдер с ямами и кусками асфальта), завтраком в очень хорошем кафе (после Новосиба мы питались только в придорожных забегаловках для дальнобойщиков) и конечно Братской ГЭС.



Братская ГЭС, построенная более 40 лет назад, имеет в длинну 924 м и более 124 м в высоту, является второй (после Иркутской) ступенью Ангарского каскада ГЭС.

Далее наш маршрут пролегал от Братска до Нового Уояна, мимо Усть-Кута и Северобайкальска. В Северобайкальске мы зарегистрировались в МЧС и получили свежие сводки о состоянии 110-го. Потратив некоторое кол-во времени на покупку ломов (похоже мы скупили два последних лома в городе), наконец-то покинули славный лагерь строителей БАМа, продолжив движение вдоль этой великой стройки 20-го века к выходу на маршрут (заветному 110-му) в районе села Куморы.



Наверное стоит отдельно остановиться на истории 110-го. Современное название "110-й", дорога видимо получила из-за единственного оставшегося верстового столбика.



Официальное название - "временная автодорога Тазы-Уоян". В зиму 1974-75 годов, в самый разгар строительства тоннелей на севере, в связи с проблемами на ледовой дороге идущей прямо по Байкалу, было принято решение в кратчайшие сроки построить временную автодорогу, для доставки грузов до перевалочной базы в Уояне. Участие в этой грандиозной работе принимали и тяжелая техника и взрывники. Температура опускалась до -56 градусов, на перевалах снежный покров достигал толщины в десять метров. Люди работали днем и ночью. Почти 200 км дороги пролегли в горной местности с очень сложным рельефом: серпантины, обрывы, прижимы, многочисленные горные реки...

Позже, как это у нас принято, дорога была брошена и не поддерживаемая она потихонечку изчезает, размываемая реками и разрушаемая лавинами. Титанический труд по установке мостов (большие мосты на металических опорах, подобные железнодорожным, то тут, то там стоят в тайге, чуть в стороне от нынешнего направления движения) и прокладке полотна в скальнике оказался никому не нужным.



Погода конечно не радовала совсем - постоянно шел дождь, грозивший сорвать нам прохождение первого брода через реку Срамная. Срамная интересна тем, что в сухую погоду ее русло практически пустое (у нас было по середину колеса), но во время дождей вода стремительно пребывает, снося все на своем пути (огромные лиственницы валяются повсюду, вырванные прямо с корнем) и неся с гор гиганские камни, размером с автомобиль. Однако, обошлось.



После 2-х часов брожения через Срамную и ее каменистые окрестности, мы выехали на лесную дорожку, по которой довольно шустро приехали к реке Светлой.



Погода к этому времени значительно улучшилась, дождь прекратился. Усталось за предыдущие 10 дней и почти 6000 км накатывала, поэтому мы приняли решение встать лагерем на каменном пляжу Светлой.



День отдыха, рыбалки и подводной охоты самым положительным образом отразился на нашем моральном и физическом духе ;).



Оставшиеся примерно 100 км категорийного участка мы прошли за один день.

По пути были все теже "каменные речки"...



Уверенные лесные дорожки...



Горные перевалы...



А также многочисленные брошенные зимовья, провалы и промоины, знак 110-го км, лужи глубиной по верх колеса с большими камнями на дне, броды через горные реки и прочее. Вобщем ничего необычного ;).

Выехав к верховью реки Баргузин, стало заметно как ядреная природа северного Байкала меняется на мягкий пейзаж южной части.



Все-таки очень правильным было решение ехать в сентябре. Уже очень красиво (красно-желто-зеленое), но еще не очень холодно (ночью до -5, днем до +25).





Ну а переехав реку Баргузин во второй раз уже в низовье и выйдя со 110-го, стало очевидно, что мы теперь в бурятской степи.



Здесь небыло и намека на дождь, который нас преследовал на севере. Солнечно, сухо и пыльно...



Часть обратного пути в направлении Иркутска пролегала вдоль красивейшего Баргузинского хребта.



Уже потом был знакомый, ставший почти родным хребет Хамар-Дабан. Традиционный омуль горячего копчения в Култуке. Более 5000 км дороги домой в Москву.

Вот так пролетели 21 день осени и более 13000 км по самой большой стране (мы ведь половину только проехали) на планете.


Видео прохождения 110-го:



Чтобы было понятно - ковыряние в камнях в начале это брод через речку Срамная. Два брода в конце это река Баргузин. Воды было мало. Повезло...

Tags: Россия, Сибирский ФО
Subscribe

  • Ак-Кая или Белая скала с высоты птичьего полета. Крым 2020

    Древняя история формирования самой Земли, запечатленная в камне и дошедшая до нас сквозь миллионы лет! Крым 2020 Приятного просмотра!…

  • Белогорье

    У вас тоже случается такое, что в последний момент передумываете свернуть к точке, поставленной на карте много лет назад? К красивому месту. И…

  • Ай-Петри

    Ехать на Ай-Петри за рулем прокатного автомобиля показалось мне сомнительным удовольствием, поэтому Солярис был припаркован на одном из…

promo geografiya september 9, 2011 11:56 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Правило 1. В заголовке или первых строках текста поста должно быть четко обозначено, о каком географическом объекте идет речь. Страна, район, город - чем подробнее, тем лучше. Правило 2. Текст поста должен иметь явную познавательную составляющую с точки зрения географии. Если модератору…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments