प्रकाश (ostrea) wrote in geografiya,
प्रकाश
ostrea
geografiya

Древняя красота Каджурахо (штат Мадхья Прадеш, Индия)


"Найди человечка". Реставратор на строительных лесах у одного из храмов Западной группы. 01.2010, Khajuraho, Madhya Pradesh, India

Название местечка "Khajuraho" (древнее "Kharjuravāhaka"), расположенного в укромном уголке штате Мадхья Прадеш, происходит от санскритского слова kharjura – "финиковая пальма" и vāhaka – "тот, кто несет". В эпоху, когда в Европе пылали костры инквизиции, на месте нынешней деревни Каджурахо был большой город, культурная и религиозная столица могущественной индуистской династии Чандела Раджпутов, которые, правда, никогда фактически тут не жили (поэтому Каджурахо никогда не имел никаких серьезных фортификационных сооружений и крепостей), но на протяжении двухсот лет строили тут храмы неописуемой красоты.

Архитектурная концепция храмов очень схожа, почти одинакова – массивные стены с колоннами, увенчанные традиционной для индуистского храмового строительства башней формы "шикхара", украшенные обильной и прихотливой каменной резьбой снаружи и достаточно аскетичные, но столь же совершенные внутри.


Внешний вид одного из главных храмов Западной группы. 01.2010, Khajuraho, Madhya Pradesh, India

Искусные скульптуры на фасаде храмов вырезаны из мягкого песчаника. Строители не использовали раствор: камни были поставлены вместе и скреплены вместе с помощью шипов, входящих в специальные пазы под воздействием силы тяжести. Этот вид строительства требует невероятной точности архитектурных расчетов. А колонны и несущие стены были построены из мегалитовых плит, некоторые из которых весили до 20 тонн – так хрупкая красота сотен и тысяч изысканных скульптур обрамляла монолитные глыбы.



К сожалению, в связи с упомянутыми ранее техническими проблемами мне не удалось сделать фотографии общего вида этих храмов, могу показать лишь несколько снимков удивительных каменных скульптур, украшающих фасад.



Невозможно отнести все эти храмы к какому-то одному индуистскому религиозному направлению: некоторые (в том числе самый впечатляющий из храмов западной группы Kandariya Mahadeva Temple – воплощение священной горы Меру – символа Земли и Вселенной, который украшают более 900 скульптур) посвящены Шиве, другие – Вишну, третьи (храмы Ghantai, Adinath) – Джайну Тиртанкарасу. Могли ли короли одной средневековой индуистской династии принадлежать к разным религиозным конфессиям, и почему они относились к этому так терпимо? Я думаю, дело именно в красоте этих храмов. Хотя красота не смогла остановить мусульманских завоевателей – религиозных фанатиков, ханжеская ярость которых сравняла храмы с землей. И то, что мы можем видеть сегодня – всего лишь малая часть того, что существовало здесь в XI веке.



По "географическому" признаку разделяют три основные группы храмов: Западная, Восточная и Южная. Некоторые отдельно стоящие храмы находятся в удалении от основных групп, немногие туристы туда добираются. Изначально храмов было более 80, сохранилось не более 25, отреставрировано всего 22. Все они были построены в промежутке от 950 до 1150 г.н.э. на площади около двадцати квадратных километров. Вся эта территория была обнесена невысокой стеной с восемью воротами, каждые из которых обрамляли две золотые пальмы. Всей этой красоте была уготована судьба быть разрушенной и забытой на десять столетий.



Храмы Каджурахо в путеводителях для туристов часто называют "Камасутрой в камне". Хотя бешеную популярность среди туристов Каджурахо получил именно по той причине, что на фасаде храмов изображено множество очень откровенных эротических сцен, к камасутре эти храмы, по правде говоря, не имеют никакого отношения. Никто не может сказать с определенностью, с какой целью они были построены и почему так своеобразно украшены. Вот, нашла самую скромную пару (вернее, две пары):



В средние века ни одна религия не позволяла украшать храмы сценами жизни обычных людей, тем более такими откровенно натуралистичными. Одна из версий происхождения храмов объясняет смешение религиозного и сексуального в архитектуре принадлежностью мастеров прошлого к учению тантры – жизнь в слиянии духовного и телесного начала. Впрочем, эротические сцены на храмах, хоть и невольно притягивают к себе внимание, не являются преобладающими.



По кобре и трезубцу легко узнается Махадев Шива (левое фото). Сцены любви представлены на относительно небольшой части скульптурных композиций, хотя почти все изображения пронизаны тонким эротизмом и чувственностью, отраженных с изящной и чарующей откровенностью. Женские изображения особенно красивы, они представлены тут в огромном разнообразии сцен: mithuna – те самые «сцены физической любви», surasundaris – небесные нимфы, apsaris (апсары) – танцующие surasundaris, есть и изображения бытовых сцен – женщина, укачивающая ребенка; женщина, подкрашивающая глаза палочкой сурьмы; женщина, вытаскивающая занозу из ступни, мертвые женщины (nayikas), оплакиваемые родными – подобных сюжетов множество.



Здесь филигранно изображены мифологические, исторические, военные, охотничьи сцены, фигуры могущественных древних царей, священных животных и птиц, воинов, танцовщиц и музыкантов...



Талант и мастерство создателей храмового комплекса вызывают огромное восхищение и удивление, учитывая время постройки храмов, это все кажется совершенно невероятным. Увидев эти храмы и войдя внутрь, словно открываешь что-то, что лежит спрятанное глубоко внутри, некое состояние души, о котором ты раньше не подозревал. Эта древняя культура – это не страна, не политика и не география, это состояние высокого сознания. Я не думаю, что нынешние архитекторы способны создать нечто подобное – не воспроизвести технически, а именно создать изначально. Древняя индийская культура, увиденная воочию – это одна из вещей, способных вдребезги и навсегда разбить миф о каком-либо превосходстве западной цивилизации над восточной.

Очень красивы здешние парки, они ухоженные и чистые, и буквально кишат мелкими зверюшками и птицами. На тропинках можно встретить мангуста, а по фасадам храмов бегают толпы совершенно ручных бурундуков – идя к храмам, запасайтесь угощением.


Азиатский бурундук (Chipmunk) 01.2010, India


В тесном общении эти зверушки доставляют кучу позитивных эмоций, за их играми можно наблюдать часами. Людей в парке они совершенно не боятся, так как привыкли получать угощение. Главное, не приходить к ним с пустыми руками – каждый порядочный бурундук, видя поднесенный к морде человеческий палец, принимает его за такую специальную бурундуковую сосиску, и палец оказывается прокомпостирован острейшими зубами насквозь в мгновение ока. Челюсти у грызунов очень сильные – удержать в руке орех невозможно, если с противоположного конца в него вцепился бурундук.











Январь 2010, Индия
Tags: Южная Азия, города
Subscribe

  • Елабуга. Чертово городище

    Не перестаю удивляться тому, насколько умело выбирали древние люди места для городищ. В случае Елабужского городища еще до булгар это все же был,…

  • Скала Богатырек в Каменске-Уральском

    Как оказалось, в Каменске-Уральском есть не менее известная, чем Каменные Ворота, скала. И, если Ворота находятся в черте города, то Богатырек…

  • Раздеться в холодильнике )...

    "Два друга встречаются после работы. И один другого спрашивает, чем он занимался на выходных. Второй ему рассказывает, что он был на вечеринке. Его…

promo geografiya september 9, 2011 11:56 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Правило 1. В заголовке или первых строках текста поста должно быть четко обозначено, о каком географическом объекте идет речь. Страна, район, город - чем подробнее, тем лучше. Правило 2. Текст поста должен иметь явную познавательную составляющую с точки зрения географии. Если модератору…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments