geografia_ru (geografia_ru) wrote in geografiya,
geografia_ru
geografia_ru
geografiya

Category:

"Путешествие в Нигер". Часть 2. Инцест как основа этногенеза.

600342_
Когда мы подъехали к лагерю бороро, которые уже начали подготовку к танцам юношей, северную сторону неба стала закрывать туча. Поднимался ветер, который нес пыль и песок прямо в лица девицам, закутанным в шали цвета индиго. Девичий «лагерь» располагался на восточной стороне поля, лагерь парней - на западном. Когда бороро выбирают место для «ворсо» (гульбища), они выбирают место у водопоя и четко ориентируются по сторонам света. На севере - самое почетное место, для ардо - вождя клана. Там он проводит по утрам собрания, где обсуждают «международное положение» и более приземленные вещи, а также чат молодежь жизни. Мы расставили палатки на опушке жиденькой акациевой рощи на южной стороне. Не потому, что себя не уважали, а потому, что так сделали наши проводники. Хотя, честно сказать, сейчас многие традиции уже забыты и многим вещам уже не придается прежнее значение. «Ворсо» проводятся с тех пор, как пастухи-фульбе стали бродить по просторам Сахеля. Ворсо нужны для того, чтобы молодежь из разных кланов бороро знакомилась, чтобы внутри этого народа проходил обмен крови. Они, бороро, и так появились в результате инцеста, за что получили от других, более приличных и благовоспитанных фульбе прозвище «водабе», которое, впрочем, закрепилось за бороро навечно в качестве их самоназвания и потеряло какой-либо унизительный смысл.


Если рассматривать водабе-бороро в качестве самых фульбистых фульбе (то есть таких представителей этого супер-этноса, который в полной мере сохранили традиции и образ жизни своих первопредков), то история их появления на просторах Африки и в Нигере в частности представляет большой интерес. Несмотря на древность этого народа, появление водабе в Нигере, на равнинах областей Адар и Дамергу, относится к относительно недавней эпохе, к самому концу XIX века. Примерно до 1850 года водабе жили в западной части Борну, на границах хаусанских государств Кацина и Даура в небольшом княжестве Казаурэ. Поводом для исхода водабе из этих мест послужил инцидент с княжьим сыном, который воспылал страстью к замужней женщине. Муж убил настойчивого ловеласа, но князь Казаурэ послал войско, дабы отомстить за смерть сына. Те из водабе, кто не успел убежать вместе со скотом, попали в рабство; впоследствии они в значительной степени ассимилировались с оседлыми хауса. Постепенно те водабе, которых мы видим сейчас, пришли на равнины Дамергу и Адар; в окрестностях Тахуа они появились около 1920 года. Если всмотреться в историю водабе еще глубже, то они пришли на территорию Северной Нигерии, Южного и Восточного Нигера примерно в XV в., прочно обосновавшись на берегах среднего течения Нигера двумя веками ранее. Легенды водабе рассказывают, что пришли они из Мали, правда непонятно, имеется ли ввиду государство Мали или княжество Малле в Нигерии. Более древняя (и не менее непонятная) история водабе связана с историей всех фульбе, или как их еще называют, пёль.

Одного взгляда на красавцев водабе достаточно, чтобы понять, что любые теории об их происхождении умозрительны. Версия о том, что они якобы «образовались» от простого смешения арабов и негров, является полнейшей чушью, и её даже не стоит рассматривать. Антропологическая карта Африки более пестра и разнообразна, чем хотелось бы любителям всевозможных упрощений. Почему многие юноши пёль ростом с добротных баскетболистов? Почему их мальчики 10-14 лет, когда начинается интенсивный рост, не растут «вширь», как многие негроиды, арабы и нубийцы, не набирают жир во всех местах, а наоборот, рост идёт только в рост, в высоту, их тела сохраняют стройность? Дело не столько в «подвижном» образе жизни, но и в генетике, унаследованной от далеких предков. Стать фульбе под стать пилотской, если сравнить их, к примеру, с масаями. С настоящими, чистокровными масаями, а не теми круглоголовыми болванчиками, которые за масаев себя выдают. Легенды пёль гласят, что пришли они «от большой воды». По одним легендам, это была река, по другим - огромный водоем, то ли море, то ли озеро. Марабуты (богословы) из числа исламизированных фульбе придумали версию о том, что большая эта вода была ничем иным, как Красным морем, и первопредки гульбе чуть ли не из самой Мекки. Но всё это, несомненно, более поздняя «вставка». Если пёль пришли «от реки», то это мог быть Нил, а мог быть и Нигер, учитывая то, что в летописях Мали, Сонгай и государств хауса пёль появляются тогда, когда они пасли свои стада на самом западе Западной Африки, в Сенегале и Гвинее. «Большая вода» могла быть и озером Чад. Коровы с лирообразными рогами встречаются на наскальных рисунках по всей Сахаре. Люди на этих рисунках высоки и стройны.

Если население древней Сахары, потомками которого могли бы быть современные водабе, может ассоциироваться со скотоводами с их стадами на этих рисунках, то лошади которые появляются в сюжетах наскальной живописи в I тысячелетии н.э. указывают на появление гарамантов (предков туарегов и берберов) и арабов, которые все вместе и привели в движение первопоселенцев этих мест. Ими вполне могли быть фульбе, но тут у нас одна загвоздка разрушает всю теорию. А именно - их язык, фульфульбе. Тубу (тиббу), которые живут на севере Чада и северо-востоке Нигера, и которые могут быть отождествлены с «троглодитами-эфиопами» по греко-римским источникам, сохранили особый язык, который относится к сахарской группе, а фульфульбе - язык нигеро-конголезский, очень похож на язык сенуфо в Сенегале. Куда древние сахарцы - фульбе дели свой язык? Если бы они были потомками древних египтян, говорили бы на каком-нибудь афро-азиатском языке. Как хауса, например. Среди хауса пёль живут полтысячелетия, даже государственность на основе ислама им создали. Смешиваться - смешивались, прежде всего те фульбе, которые вынужденно переходили к оседлости и земледелию (в результате попадания в рабство или из-за падежа скота). Но разговорный суржик на основе языка хауса ведь не создали! Загадка, одним словом. Она может быть упрощена, если отбросить легенду о «большой воде», или географически поместить эту «воду» где-то на западе Африки. Тогда не будет сначала древней миграции пёль с востока на запад, а потом передвижения их в обратную сторону. С другой стороны, Сахара усыхала именно с востока на запад. Древние скотоводы могли перегонять свои большерогие стада от верховий Нила вдоль кромки расширяющейся пустыни на запад, как Жуков с Рокоссовским вели войска на Берлин. То есть всё-таки было это движение? Моё мнение на этот счет: «большая вода» могла быть реками Нигер, Бенуэ или озером Чад. Еще одну уступку можно сделать легенде - на Нигере ведь есть внутренняя дельта! Ширина такая, что берегов не видно. Возможно, пёль начали путь к Атлантике отсюда. Это, так сказать, примиряющая версия.

Большерогие рыжие коровы (зебу) боророджи - самые настоящие и самые первые коровы водабе - вышли из воды. Всего три вида коров гуляют по просторам Нигера. Туарегская короткорогая порода азавак, пёльская лиророгоая и боророджи. Подлинная корова-зебу боророджи - рыжего окраса, с длинной мордой, как на картинах в пещерах и на скалах, оставленных древними художниками. Зебу черного окраса тоже встречаются, но их если забивают, то в ритуальных целях. Кстати говоря, есть кланы фульбе, которые выращивают только баранов. Это мусульмане, под Дурбар (праздник разговения) бараны расходятся по большой цене. Зебу боророджи возникла, как Афродита из воды: она вышла на берег реки, на котором сидели брат с сестрой, сироты Брата звали Фу, он первопредок фульбе. По одной из легенд об был глухонемым, но после встречи с чудесной коровой вдруг заговорил на неизвестном языке, который и стал фульфульбе. Корова вышла к костру, у которого грелись дети. Видно, тоже решила погреться. Каждое утро на рассвете корова возвращалась, но умные сироты разжигали костер все дальше и дальше от берега. Наконец, корова привела за собой целое стадо. Так зебу и люди стали жить-поживать вместе. Брат и сестра поженились, у них родились дети, старшего назвали Пёлем, младшенького - Бороро. Когда дети подросли, родители предложили им выбрать коров для своих стад. Пёль выбрал тех, у кого рога поменьше. Бороро тех, у кого рога длиннее. Так и берегут нынешние бороро чистоту породы своих боророджи, да и сами неохотно с другими смешиваются.

Более поздние легенды, которые объясняют происхождение пёль (фульбе) от арабов, мудрых проповедников-марабутов и библейских персонажей мы опускаем как малоинтересные. Стоит отметить только, что в разных вариациях легенд о речных коровах часто присутствуют два момента: корова-де была не простая, но внутри неё сидел джинн; инцест всё-таки имел место быть. В качестве предка пёль фигурирует также сын Фу по имени Курукуру, который вывел белую (по цвету) породу зебу «якана» из бегемота!

Происхождение этнонима водабе относится к более поздней эпохе, ко времени великого джихада, когда в начале XIX века фульбе, охваченные исламским фанатизмом, под началом Усмана дан Фодио смели династии хаусанских городов Гобир, Кацина и Кано. Часть фульбе, прежде всего пастухи бороро, сохранявшие простые традиции предков, не поддалась общему угару и не захотела участвовать в джихаде. Тогда-то им и припомнили, что они суть дети порока, и с пророком им не по пути. Это у нормальных, порядочных фульбе-мусульман предки из марабутов, и вообще, от самого Ноя идёт родословная. А у этих отступников и язычников знаете что было?

А было вот что…
У одного пёля из города Кацина после смерти осталась вдова и сын. Он был очень смазливым, и много женщин искали с ним любви. Однажды ночью одна из них забралась-таки к нему в постель. Ночь любви была бурной, но страстная дама отказалась назвать себя, но паренек оказался хитрым: он слегка порезал ей руку ножом. Поутру он попросил своих друзей найти женщину с порезанной рукой. Они нашли её… Она оказалась его родной матерью. Будучи смущенным открывшейся пикантной подробностью, молодой человек отправился в Борну (государство на западных берегах озера Чад со столицей в Кукаве, процветало в XVI-XIX веках), принял ислам и стал добропорядочным гражданином. Однако шли годы, и на его родине выросла его дочь, она же сестра, которую он никогда не видел. Ей тоже было неловко, соседи смотрели косо, и со стыда она тоже отправилась в Борну. Там миловидная девушка попала в поле зрения того самого добропорядочного гражданина, который в итоге женился на ней, не зная при этом, кто она на самом деле. И ведь даже не кузина, а сестра и дочь одновременно! Он-то думал, что просто землячка… Земляки-молодожены отравились в свадебное путешествие в свою родную деревню, где любезные доброжелатели открыли им тайну их происхождения. Очевидно находясь на грани безумия, мужик снова отправился в Борну к тому марабуту, у которого учился основам ислама. Марабут сказал «харам», и приказал забирать свою жену, коров и идти куда глаза глядят. И они пошли. И родился у них сын, и стал он старейшиной рода (ардо) Курукуру. А за всем родом их закрепилось прозвище «водабе», ставшее затем полноценным этнонимом, который на фульфульбе означает то же, что «харам» по-арабски: то, что запрещено, что нарушает законы шариата и общепринятые нормы, нарушает табу.

И вот уже 200 лет пасут в саваннах и степях Сахеля свои стада мирные пастухи водабе, которые однажды предпочли свободу и любовь религиозной войне.
НАЧАЛО ОБСТОЯТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О НИГЕРЕ: http://geografia-ru.livejournal.com/41437.html
ПОПОЛНЯЕМЫЙ ФОТОАРХИВ ПУТЕШЕСТВИЯ в НИГЕР в сентябре 2013 г. -http://fotki.yandex.ru/users/travel-geografia/album/372661/
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
L1220325
Tags: Африка
Subscribe

  • У каждого свой Египет

    В Египте я была в декабре 2010. Теплое море, жара зимой, что еще нужно человеку северной страны). Когда темными вечерами ходили гулять по улочкам…

  • Папирусы в Каире

    Продолжая рассказ про поездку в Египет, в 2010 году. Про экскурсию в Каир. В Каире туристов, то есть нас, повели в музей, в лавку с папирусами, и в…

  • Канары. Одна из скал на острове Гомера.

    Мы отдыхали на острове Тенерифе. А однажды утром сели на паром Fred Olsen и с комфортом за 50 минут добрались до соседнего острова Ла Гомера.…

promo geografiya september 9, 2011 11:56 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Правило 1. В заголовке или первых строках текста поста должно быть четко обозначено, о каком географическом объекте идет речь. Страна, район, город - чем подробнее, тем лучше. Правило 2. Текст поста должен иметь явную познавательную составляющую с точки зрения географии. Если модератору…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments