ikkamirnaya. (ikkamirnaya) wrote in geografiya,
ikkamirnaya.
ikkamirnaya
geografiya

Categories:

На перекрестках улицы Седина. Бывший дом А.Н. Роккеля.

Значительным событием в жизни города  Екатеринодара   в ноябре 1911 года  было открытие в доме 59 / 91, что на противоположном углу улиц Седина и Гимназической, художественного училища.
Об открытии в Екатеринодаре художественного специального учебного заведения неустанно хлопотал основатель картинной галереи Ф.А. Коваленко. И вот хлопоты увенчались успехом: дума ассигновала на это
3 000 рублей.

P1250399.JPG


Училище было открыто на базе школы живописи и рисования при галерее. Училище не раз меняло свою «прописку», неоднократно преобразовывалось. Например, в 1922 году оно стало художественным техникумом с двумя отделениями: живописно-декоративным и художественно- педагогическим. При техникуме в 1931 году было открыто адыгейское национальное отделение для подготовки специалистов по прикладному искусству. Художественное краснодарское училище и сейчас находится на этой улице, по адресу Седина, 117.
Многие его выпускники стали известными живописцами, членами союза художников.

P1250400.JPG

А первое здание училища, о котором говорилось выше, в советское время использовалось как жилой дом. Правда, жильцов отсюда давно переселили, и здание не раз меняло потенциальных владельцев, соглашающихся его реставрировать, но затем отказывающихся из-за отсутствия  средств.

P1250402.JPG


P1250416.JPG


P1250394.JPG


P1250393.JPG

Старинный дом на пересечении улиц Седина, 39 и Орджоникидзе в прошлом был известен  как дом Роккеля.
Так его называют и сейчас старожилы этих мест. Коммерческая деятельность владельца дома была разнообразной: он торговал земледельческими машинами, был агентом «Русско-Кубанской промышленной и нефтяной компании», ему принадлежал остров на Старой Кубани и находящееся там садовое заведение.
Из его выступлений как  гласного городской думы следует, что был он человек гуманный и не раз на заседаниях предлагал кого-то освободить от платы, кому-то помочь материально при поступлении в университет и т.д.
В доме  А.Н.  Роккеля размещалась контора Пашковского трамвая.
28 мая (10 июня) 1897 года городская управа  Екатеринодара заключила с «Генеральной компанией тяги» (Франция) «Договор на устройство и эксплуатацию электрической железной дороги (трамвая) в городе Екатеринодаре», по которому предоставлялась концессия на строительство двух линий в центре города.
А 18 февраля (3 марта) 1898 года  «Генеральная компания тяги» уступила концессию бельгийскому акционерному обществу «Компания тяги и электричества» (Compagnie de Traction & de l’Electricite), которому 19 июня (1 июля)1898 года  было высочайше разрешено производить операции на территории Российской Империи.
5 (17) сентября 1899 года  состоялась торжественная закладка комплекса трамвайного предприятия (Центральный вагонный парк, электростанция, мастерские) на улице Екатерининской (Мира). С этого момента развернулось строительство трамвайных линий, которым руководил инженер Т. Татарчевский, затем надолго возглавивший трамвайное предприятие в Екатеринодаре.

P1250445.JPG

Когда в Екатеринодаре началось трамвайное движение, казаки станицы Пашковской быстро оценили этот вид транспорта. Ссылаясь на то, что в условиях бездорожья «доставлять в город жизненные продукты на лошадях крайне затруднительно», комиссия от станичного общества подала в городскую управу заявление по вопросу устройства на товарищеских началах трамвайного сообщения между Екатеринодаром и  станицей Пашковской.

P1250444.JPG

В1908 году товарищество было создано, и у Бельгийского анонимного общества, которое строило и
эксплуатировало Екатеринодарский трамвай, появился русский конкурент - «Первое русское товарищество моторно-электрического трамвая Екатеринодар - Пашковская». Годом позже городская дума заключила с товариществом договор на устройство трамвая, курсирующего от Нового базара в Екатеринодаре до базара в станице Пашковской. Движение было открыто в марте 1912 года.
Товарищество называло свой трамвай «автомобильным», так как он работал от двигателя внутреннего сгорания, приводившего в движение генератор. Но в работе такого трамвая было много недостатков, и в 1914 году его перевели на электрическую тягу, с питанием от электростанции «бельгийцев».
Дубинка, «сады» в восточной части городской территории теперь были связаны удобным транспортом с центром города.
А позже Пашковский трамвай сыграл большую роль в развитии этой части Краснодара и создании здесь промышленной зоны.
Tags: Южный ФО, города
Subscribe

  • Дербент

    Городу две тысячи пять тысяч лет. Ученые мужи считают этот факт спорным, но как бы там ни было, город один из самых древнейших на…

  • Пермь

    Пермь - город приятный и культурный. Возможно, восприятию его таковым несколько мешали ремонтно-восстановительные работы, развернутые по всему…

  • Фолк-арт-стрит в Набережных Челнах

    Впервые встречаю арт-стрит на основе казанско-татарского фольклора. Надеюсь вам тоже будет интересно посмотреть это с моим переводом и…

promo geografiya september 9, 2011 11:56 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Правило 1. В заголовке или первых строках текста поста должно быть четко обозначено, о каком географическом объекте идет речь. Страна, район, город - чем подробнее, тем лучше. Правило 2. Текст поста должен иметь явную познавательную составляющую с точки зрения географии. Если модератору…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments