Евангелическо-лютеранская церковь - одна из христианских конфессий, существующих в мире. Её начало в 1517 году положил Мартин Лютер (1483-1546), начавший возрождение библейского учения о вере и христианской жизни.
В Россию лютеранство впервые попало в 1560-1565 гг. когда Иван Грозный позволил жившим в Москве немцам построить часовню и преподавать в ней Катехизис (катехизис - изложение основ христианской веры согласно Библии).
Здание бывшей евангелической лютеранской церкви (кирхи), открытой в 1894 году в Екатеринодаре, сохранилось до наших дней. Оно находится на улице Октябрьская, 49-51(ранее Посполитакинская).

Из документов, хранящихся в Госархиве Краснодарского края, явствует, что деньги на сооружение
"Церкви или Молитвенного дома" екатеринодарские лютеране начали жертвовать ещё в 1870 году. По причине "бедности и малочисленности прихода" сумму, необходимую для строительства кирхи, собирали долго (в архиве можно увидеть подписные листы с автографами жертвователей и жертвовательниц).
Работы по возведению здания евангельско-лютеранской церкви завершились в 1894-м. Имя архитектора, создавшего проект церковного здания, неизвестно.
Освящена была в 1897году, здесь находился и дом пастора, в церкви функционировало церковно-приходское лютеранское училище, основанное еще в 1888 году. Архитектурное решение здания церкви несет в себе черты романского и готического стилей.
Композиция постройки, размещенной с отступом от красной линии, такова: объем в форме прямоугольного параллелепипеда перекрыт двускатной крышей, на торцовых стенах помещены треугольные щипцы. Пластика фасада обеспечена приемами кирпичной кладки.

В 1906 году в стенах церкви начало работу Дамское Евангелическо-Лютеранское благотворительное общество – первая женская благотворительная организация в регионе, учрежденное тридцатью пятью женщинами во главе с Е.А. Асмус, М.Ф. Миллер, Э.К. Шилминг, А.Ф. Текстер.
Своей целью общество ставило всевозможную помощь нуждающимся лицам немецкого происхождения города Екатеринодара.
Старики, жившие в 60-е годы неподалеку, рассказывали, что колокол перестал звучать и приход существововать перед самой ВОВ. Церковь закрыли.
А вот,что я нашла на http://www.myekaterinodar.ru/ekaterinodar/cards/ekaterinodar-yuteranskaya-cserkov-v-ekaterinodare/:
"Последний пастор - вместе с семьёй (женой и двумя детьми) - выслан в Казахстан в 1941 году (в то время богослужения в кирхе уже не велись). Звали этого человека Людвиг Данилович Штейнвандт (надеюсь, не ошиблась в написании фамилии - под рукой нет сейчас документов, чтобы уточнить). Люди, знавшие семью пастора, рассказывали мне когда-то, что жена его Зигрид (или Зигритт)Оттовна, была педагогом (преподавала в средней школе немецкий язык), дочь- Ирмгард-Мария, Ирма - в 41-м окончила одну из краснодарских школ, сын Гнеомар учился в мединституте. Ссылку пережила только Ирма. Уже будучи пожилым человеком, она приезжала в Краснодар."
И еще:
" Что же касается целей и задач екатеринодарских лютеранок-благотворительниц, то эти дамы никак не могли ограничиваться помощью "лицам немецкого происхождения" хотя бы потому, что не всякий лютеранин - немец. Да и других причин не налагать на деятельность общества такие ограничения было предостаточно. А посему дамы-лютеранки и члены их семей принимали участие в благотворительных мероприятих, организовывахшихся другими благотворительными обществами (нелютеранскими)".
И еще:
"Информация о разного рода благотворительных мероприятиях публиковалась в газетах регулярно; отчёты о том, на что были потрачены деньги, вырученные в ходе благотворительного базара, лотереи, концерта, лекции и т.д., - тоже. Лютеранское дамское благотворительное общество нередко устраивало вечера в пользу " местной лютеранской школы". В программу вечера включались одноактные пьесы, в которых были заняты актёры-любители. Играли и на немецком, и на русском - чередуя "русские" и "немецкие" пьески".
Во второй половине прошлого столетия "старожилы" называли его "немецкой кирхой". Крышу здания изначально венчала звонница, хотя колокола, видимо, уже давно нет.
В постсоветское время лютеранская община безрезультатно пыталась вернуть здание своей церкви.

Были в церкви и коммуналки.
Внутри от того,что ассоциируется со словом "церковь" ничего не осталось. Девушка, вышедшая на крыльцо покурить, поделилась, что от прежней церкви осталась лишь старинная лестница наверх. Заглянув во внутрь, я увидела наваленные коробки и почти загроможденный проход вглубь помещения.
Фотографировать это желания не было.
В здании располагается Краснодарское отделение Союза художников России, краевой художественный фонд, художественная галерея «Арт-Союз».




Это вид здания с правого торца.


И часть некогда цветущего двора с правой стороны. Хотела обойти здание с обратной стороны, но мне этого не позволил охранник, сидящий в своей будке справа от входа за оградой.

Получается, что от бывшей евангелической лютеранской церкви остался лишь фасад.
И на том спасибо, как много православных соборов и церквей уничтожили по стране после 20х годов и во время ВОВ!

В Россию лютеранство впервые попало в 1560-1565 гг. когда Иван Грозный позволил жившим в Москве немцам построить часовню и преподавать в ней Катехизис (катехизис - изложение основ христианской веры согласно Библии).
Здание бывшей евангелической лютеранской церкви (кирхи), открытой в 1894 году в Екатеринодаре, сохранилось до наших дней. Оно находится на улице Октябрьская, 49-51(ранее Посполитакинская).

Из документов, хранящихся в Госархиве Краснодарского края, явствует, что деньги на сооружение
"Церкви или Молитвенного дома" екатеринодарские лютеране начали жертвовать ещё в 1870 году. По причине "бедности и малочисленности прихода" сумму, необходимую для строительства кирхи, собирали долго (в архиве можно увидеть подписные листы с автографами жертвователей и жертвовательниц).
Работы по возведению здания евангельско-лютеранской церкви завершились в 1894-м. Имя архитектора, создавшего проект церковного здания, неизвестно.
Освящена была в 1897году, здесь находился и дом пастора, в церкви функционировало церковно-приходское лютеранское училище, основанное еще в 1888 году. Архитектурное решение здания церкви несет в себе черты романского и готического стилей.
Композиция постройки, размещенной с отступом от красной линии, такова: объем в форме прямоугольного параллелепипеда перекрыт двускатной крышей, на торцовых стенах помещены треугольные щипцы. Пластика фасада обеспечена приемами кирпичной кладки.

В 1906 году в стенах церкви начало работу Дамское Евангелическо-Лютеранское благотворительное общество – первая женская благотворительная организация в регионе, учрежденное тридцатью пятью женщинами во главе с Е.А. Асмус, М.Ф. Миллер, Э.К. Шилминг, А.Ф. Текстер.
Своей целью общество ставило всевозможную помощь нуждающимся лицам немецкого происхождения города Екатеринодара.
Старики, жившие в 60-е годы неподалеку, рассказывали, что колокол перестал звучать и приход существововать перед самой ВОВ. Церковь закрыли.
А вот,что я нашла на http://www.myekaterinodar.ru/ekaterinodar/cards/ekaterinodar-yuteranskaya-cserkov-v-ekaterinodare/:
"Последний пастор - вместе с семьёй (женой и двумя детьми) - выслан в Казахстан в 1941 году (в то время богослужения в кирхе уже не велись). Звали этого человека Людвиг Данилович Штейнвандт (надеюсь, не ошиблась в написании фамилии - под рукой нет сейчас документов, чтобы уточнить). Люди, знавшие семью пастора, рассказывали мне когда-то, что жена его Зигрид (или Зигритт)Оттовна, была педагогом (преподавала в средней школе немецкий язык), дочь- Ирмгард-Мария, Ирма - в 41-м окончила одну из краснодарских школ, сын Гнеомар учился в мединституте. Ссылку пережила только Ирма. Уже будучи пожилым человеком, она приезжала в Краснодар."
И еще:
" Что же касается целей и задач екатеринодарских лютеранок-благотворительниц, то эти дамы никак не могли ограничиваться помощью "лицам немецкого происхождения" хотя бы потому, что не всякий лютеранин - немец. Да и других причин не налагать на деятельность общества такие ограничения было предостаточно. А посему дамы-лютеранки и члены их семей принимали участие в благотворительных мероприятих, организовывахшихся другими благотворительными обществами (нелютеранскими)".
![]() |
И еще:
"Информация о разного рода благотворительных мероприятиях публиковалась в газетах регулярно; отчёты о том, на что были потрачены деньги, вырученные в ходе благотворительного базара, лотереи, концерта, лекции и т.д., - тоже. Лютеранское дамское благотворительное общество нередко устраивало вечера в пользу " местной лютеранской школы". В программу вечера включались одноактные пьесы, в которых были заняты актёры-любители. Играли и на немецком, и на русском - чередуя "русские" и "немецкие" пьески".
Во второй половине прошлого столетия "старожилы" называли его "немецкой кирхой". Крышу здания изначально венчала звонница, хотя колокола, видимо, уже давно нет.
В постсоветское время лютеранская община безрезультатно пыталась вернуть здание своей церкви.

Были в церкви и коммуналки.
Внутри от того,что ассоциируется со словом "церковь" ничего не осталось. Девушка, вышедшая на крыльцо покурить, поделилась, что от прежней церкви осталась лишь старинная лестница наверх. Заглянув во внутрь, я увидела наваленные коробки и почти загроможденный проход вглубь помещения.
Фотографировать это желания не было.
В здании располагается Краснодарское отделение Союза художников России, краевой художественный фонд, художественная галерея «Арт-Союз».




Это вид здания с правого торца.


И часть некогда цветущего двора с правой стороны. Хотела обойти здание с обратной стороны, но мне этого не позволил охранник, сидящий в своей будке справа от входа за оградой.

Получается, что от бывшей евангелической лютеранской церкви остался лишь фасад.
И на том спасибо, как много православных соборов и церквей уничтожили по стране после 20х годов и во время ВОВ!

Community Info