ikkamirnaya. (ikkamirnaya) wrote in geografiya,
ikkamirnaya.
ikkamirnaya
geografiya

Categories:

Рене Жюль Лалик. Живопись в стекле, камне и металле.

            Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще.
                                                                                            (Альберт Эйнштейн).


P1360960.JPG
Экскурсия по Музею Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне завершается в зале, полном ярких творений французского ювелира Рене Лалика (1860-1945), работавшего в стиле Ар-Нуво.Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар-Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы к 1890 году. В переводе с французского это словосочетание означает «новое искусство».
Главной особенностью этого стиля является витиеватая декоративность. Наибольшей популярностью в орнаментах пользовались мотивы флористики: изображения цветов, а также женщин со струящимися волосами.

P1360903.JPG
Гюльбенкян был близким другом Лалика и приобрел множество предметов из драгоценных металлов, стекла и слоновой кости, представленных здесь,  украшенные  полудрагоценными камнями и покрытые золотыми листьями или эмалью броши, ожерелья, вазы и гребни украшены изображениями стрекоз, павлинов, обнаженных женских тел.
6 апреля 1860 года на севере  Франции в провинции Шампань, в городе Ай,
в семье коммивояжера родился Лалик Рене, французский ювелир и стеклянных дел мастер, прожил очень долгую жизнь, повидал и Парижскую коммуну, и немецкую оккупацию, наблюдал рождение и смерть двух тотальных стилей — art nouveau и art deco, к разработке каждого из которых приложил руку.
Он рано проявил способности к живописи, однако в 16 лет вынужден был прервать занятия изобразительным искусством и устроиться на работу в ювелирную мастерскую в связи со смертью отца.
Так, в 16 лет,  Лалик начинает учиться искусству у мастера, а через два года поступает в Школу декоративных искусств в Париже,  там же
изучал рисунок , работал подмастерьем у известнейшего парижского ювелира Луи Окока.

P1360939.JPG

После обучения работал у дома Картье, где его  очень ценили, потому что он умел видеть детали, был упрям и точен, и такими же были его рисунки, и в 80-х годах XIX века в Париже уже все в один голос говорили о юном таланте Рене Лалике, мужчины пророчили ему большое будущее и золотые горы, дамы заказывали ему украшения.
Далее учеба  в Школе искусств в Лондоне, переход  к П. Дестапу, мастерскую которого получает в 1886 году.
Слава пришла к Лалику в 1900 году, когда на Всемирной выставке его изделия настиг оглушительный успех, да такой силы, что одной из его заказчиц стала прославленная неповторимая актриса Сара Бернар, для которой в первой половине последнего десятилетия уходящего XIX века художник создавал драгоценности. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже ему присудили Гран-при и наградили орденом Почетного Легиона.
У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира. Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля  Ар Нуво.


P1360905.JPG

В 1904 году Р.Ж. Лалик увлекся художественным стеклом. Он делал вазы, завораживающие одновременно волшебством древнейшего в мире рукотворного материала и богатством его трактовок. То прозрачные, то матовые, вазы от Лалика отличаются тонкостью рисунка и изысканной пластикой форм. Иногда они удивляют возникающим словно из глубин хрупкого материала высоким рельефом. Многие произведения Лалика завораживают необыкновенной красотой опалового стекла, которое он использовал в своих изделиях. Этот период стал переломным для творческой манеры мастера. Из его мастерской теперь выходили стеклянные броши и подвески самых неожиданных форм — круглые, квадратные, вытянутые или напоминающие падающую каплю воды, декорированную изображением рыбки. Р.Ж. Лалик начал использовать стеклянные вставки и при изготовлении большинства своих ювелирных произведений.

P1360906.JPG

Познакомившись с творчеством Р. Лалика, Ф. Коти предложил ему разработать флакон для духов.
В 1905 году художник, заключив контракт с известной французской фирмой "Коти", начал разрабатывать дизайн парфюмерных флаконов.  Надо заметить, что в то время духи разливали во флаконы, купленные в аптеке.
Так началось это счастливое сотрудничество: Лалик разработал 16 флаконов для фирмы Ф.Коти.
Среди них флаконы для ароматов Cuclamen, Ambre Antique, Styx, Chypr и...
Всего им было создано 250 флаконов духов для различных фирм мира.
Самый известный аромат – «Поцелуй Фавна» от Молинара - с изображением целующейся парочки.

Еще с 1896 года, мастер на своих изделиях гравировал автограф: "Lalique". Изделия, созданные по его проектам, приобретают не только частные лица, крупные коллекционеры, но и музеи разных стран мира, достоянием которых они остаются и сегодня.
В 1905г. Рене Лалик открыл свой первый бутик на Вандомской площади в Париже - с этого момента можно начать отсчет истории марки Lalique.

P1360907.JPG

Истории триумфа и признания самыми видными деятелями времени - от Сары Бернар и Франсуа Коти до нынешних звезд, таких как Карл Лагерфельд, Элтон Джон, Элизабет Тейлор, Леонардо Ди Каприо, Мадонна.
 Больше ста лет тому назад, 26 января 1903 года, в Санкт-Петербурге открылась выставка "Современное искусство", инициаторами и организаторами которой стали русские меценаты — князь Сергей Щербатов и Владимир фон Мекк. В экспозиции были работы К. Коровина, А. Бенуа и других членов объединения "Мир искусства". Рене Жюль Лалик был также приглашен в столицу Российской империи и представил несколько десятков ювелирных изделий. Большинство предметов было продано автором прямо на выставке и, возможно, многие из них и сегодня сохранились в частных собраниях в России.

P1360940.JPG

В 1902 году агенты петербургского Училища технического рисования барона Л.К. Штиглица приобрели у Лалика 5 работ за 4500 франков. В собственности училища произведения французского мастера находились на протяжении двадцати одного года.
А в 1923 году эти вещи перешли в собрание Государственного Эрмитажа.

3.jpg

В Музее Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне  коллекция работ ювелира  насчитывает сегодня около 150 предметов и является одной из самых крупных в мире.
Имя  Р. Ж. Лалика в истории мирового ювелирного искусства стоит в одном ряду с именами таких всемирно прославленных мастеров, как Карл Фаберже, Фредерик Бушерон, Луи-Франсуа Картье, Луис К. Тиффани.

P1360908.JPG

В его ювелирных изделиях из драгоценных и поделочных камней и металлов удивительным образом сочетаются черты уходящего историзма и японского искусства, которым увлекались многие европейские художники конца XIX — начала XX столетия. Мастер смело экспериментировал с полудрагоценными камнями, загадочными сплавами эмалей и металлов. Богатая гамма оттенков янтаря, от белого до густого вишневого и черного, соседствует с матовостью черепахового панциря. Элегантность слоновой кости, кажущаяся простота прозрачного стекла, сияние жемчужного перламутра причудливо сочетаются в изделиях Лалика.
Эти материалы увлекали мастера, приглашая к экспериментам, великолепные результаты которых и сегодня вызывают ассоциации с Востоком — Сингапуром, Вест-Индией, Китаем. Необычные материалы, которые использовал Лалик, создавали поистине безграничные возможности для творческого поиска. Недомые ранее изысканные оттенки, новый стиль поражали зрителей. В изделиях мастера господствовали текучие плавные линии, позаимствованные как будто у самой природы.

P1360941.JPG

Пожалуй, самая его известная работа - золотая брошь "Женщина-стрекоза".
Для головы и тела женщины в этой блестящей брошке, Лалик использовал полудрагоценный светло-зелёный хризопраз; крылья стрекозы декорировал эмалью с золотом и нерегулярными лунными камнями, окружил алмазами, чтобы передать переливающийся символ крыльев насекомого. Заметьте, как крылья - в четырех местах и изгибах хвоста, позволяют этой крупной брошке прилегать к телу и повторять движения женщины, носившей это украшение. Украшение для корсажа "Женщина-стрекоза", отличается ярким колористическим решением. Подобно тончайшему кружеву, рисунок изделия соткан из эмалей, бриллиантов и полуд любимых мотивов Лалика, наряду с экзотическими и сказочными птицами и насекомыми.

P1360909.JPG


P1360912.JPG


P1360910.JPG


P1360913.JPG




P1360920.JPG

Коллекция гребней.

P1360919.JPG


P1360926.JPG


P1360922.JPG


P1360928.JPG


P1360914.JPG


P1360918.JPG


5.jpg


P1360915.JPG


6.jpg


P1360916.JPG


P1360917.JPG


P1360921.JPG


P1360927.JPG

Кулон  "Клубок змей".  Франция. 1898–1899. Золото, жемчуг, эмаль; чеканка. 11,0 х 5,9 см. Поступил из Первого филиала Государ-ственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924–1925 гг.

P1360930.JPG


P1360924.JPG


P1360933.JPG


P1360936.JPG


P1360923.JPG


P1360935.JPG


P1360934.JPG


P1360938.JPG

Пряжка "Павлин"

Рене Лалик.jpg


P1360929.JPG


P1360925.JPG


XXL.jpg


3XXL.jpg


P1360937.JPG

С 1918 года он работал только со стеклом. Поздний период творчества позволяет отнести Рене Лалика к числу крупнейших дизайнеров стекла первой половины ХХ столетия. Его изделиям из стекла, как и ювелирным украшениям, суждено было оказать существенное влияние на формирование и дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства нового XX века.
Прижизненная слава Р.Ж. Лалика была велика. Работы парижского ювелира входили в экспозиции многих стран Европы.
В 1925 году Рене Лалик украшает павильон «Севр» для Парижской выставки современного и прикладного искусства. Центральное место павильона – великолепный фонтан из стекла под названием «Весна Франции».
Он создает интерьеры огромных пассажирских лайнеров – «Нормандия», «Париж», «Де Грасс», «Иль-де-Франс», а также вагонов-люкс легендарного «Восточного экспресса». Он участвовал также в оформлении Дворца японского императора.
Пассажиры парохода «Нормандия», сожженного фашистами в 1942 году, до глубокой старости вспоминали свое пребывание на нем, как сказку. Огромные пятиметровые люстры – шедевры Рене Лалика – отражались в стеклянных стенах и поражали своей красотой воображение!

На Всемирной выставке 1926 года у него уже был собственный павильон.
После смерти Рене Лалика  5 мая1945 года в Париже на восемьдесят шестом году своей долгой и яркой жизни  его фирму возглавил сын — Марк Лалик, который переориентировал семейное производство на хрусталь, а затем внучка, Мари-Клод.
Сын Рене - Марк  Лалик  положил начало так называемой Хрустальной эре, и с 1945 года  все произведения марки стали производиться из хрусталя на заводе в Винген-сюр-Модер.
Внучка  Рене Лалика считает, что в творчестве деда большую роль играла любовь к женщинам. Он был три раза женат: первый раз недолго; второй брак был более удачным, но жена умерла в 1909г., оставив ему сына; третий раз он женился в 52 года, но это не помешало ему иметь двоих детей в этом позднем браке!
Она сказала: «Все, к чему он прикасался, становилось другим, не похожим на земное». Трудно с этим не согласиться!


Вот на этом сайте: http://mylitta.ru/516-rene-lalique.html
я познакомилась с великолепными флаконами для духов,сделанные руками Лалика.
Восторг! Божественно!
Хотя, к чему слова, просто  насладимся ИСКУССТВОМ !

1331388240_rene-lalique-2.jpg


1331388186_rene-lalique-3.jpg


1331388182_rene-lalique-7.jpg


1331388225_rene-lalique-8.jpg


1331388164_rene-lalique-9.jpg

Фирма Lalique продолжила существовать и после смерти великого мастера,  И сегодня модницы всего мира высоко ценят неподражаемые ювелирные украшения, таинственно-элегантные флаконы для духов, фантастические вазы и даже…. незабываемые ароматы духов.
Факты биографии отсюда:
http://unacarrera.narod.ru/index27-232.html
http://zoloto.peterlife.ru/encjewell/128833.html#.U_oQOWOTBpk
http://www.diary.ru/~renetroyes/p131683757.htm?oam
Tags: Западная Европа
Subscribe

  • Дербент

    Городу две тысячи пять тысяч лет. Ученые мужи считают этот факт спорным, но как бы там ни было, город один из самых древнейших на…

  • Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (12)

    Продолжение рассказа о путешествии по Исландии. — волны-убийцы — пять “S” — молочные воды, кремниевые берега Содержание: Часть 1-я:…

  • Красные поля...

    "Приходит муж домой после работы поздно, навеселе, весь растрёпанный, в губной помаде ... Жена его встречает и говорит: - Какие же у моего мужа на…

promo geografiya сентябрь 9, 2011 11:56 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Правило 1. В заголовке или первых строках текста поста должно быть четко обозначено, о каком географическом объекте идет речь. Страна, район, город - чем подробнее, тем лучше. Правило 2. Текст поста должен иметь явную познавательную составляющую с точки зрения географии. Если модератору…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments